1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Все плюсы и минусы введения бесплатного проезда в электротранспорте Кривого Рога - статья в "Домашней газете" от 23 ноября отвечает на все вопросы...

251116 2

Проезд для всех категорий пассажиров в городских трамваях и троллейбусах должен быть бесплатным!
С таким посылом к заместителю городского головы Александру Катриченко обратился президент Всеукраинского общества содействия развития пассажирского транспорта Андрей Заславский, написав чиновнику открытое письмо. Это, по мнению Заславского, умерит аппетиты частных перевозчиков, и все разговоры об увеличении тарифа в маршрутках с 4 до 6 грн. мигом закончатся.
- Повышение тарифов в маршрутках и электротранспорте связаны друг с другом, поскольку транспортная система города – это как сообщающиеся сосуды, - утверждает Андрей Заславский. - Если где-то пассажиров провезли больше, значит, какой-то вид транспорта перевёз их меньше. А учитывая то, что Криворожский горисполком проводит процедуру повышения тарифов и в электро-, и в автотранспорте одновременно, это доказывает, что чиновники хотят сохранить баланс пассажиропотока на всех видах городского транспорта.

- В своём открытом письме к Александру Катриченко вы пишите, что 1 с января 2017 предприятия электротранспорта начнут оплачивать электроэнергию по ценам, установленным для промышленности, следовательно, стоимость 1 кВт/час увеличится в два раза. Неужели сейчас они платят как бытовые потребители?
- Да, сейчас предприятия платят как население, по тарифу– 1,29 грн. за кВт/час. Этот льготный тариф был установлен Кабмином, срок действия которого истекает в новогоднюю ночь. Смею предположить, что это будет ночь апокалипсиса украинского электротранспорта. Поскольку 31 декабря вечером ещё будет дешёвый свет и низкая минимальная заработная плата, а на утро 1 января электроэнергия подорожает до 2,57 грн. за кВт/час, а минималка составит свыше 3 тыс. грн.
Соответственно, экономическая ситуация для предприятий электротранспорта значительно ухудшится. И как сказал Катриченко, в связи с этим рассматривается два варианта: либо вообще прекратить работу трамвая и троллейбуса в городе, либо повысить тариф на проезд.
Поэтому предлагается установить стоимость проезда на уровне 2,5 грн. Однако это повышение, на мой взгляд, проблему не решит. Уже сейчас экономически обоснованный тариф в электротранспорте составляет 5- 5,5 грн., а с нового года он составит не менее 8 грн.

- Стоит ли ожидать, что в новый тариф будет заложена покупка нового подвижного состава электротранспорта?
- За прошедшие два года стоимость подвижного состава в Украине подорожала в 2 раза. Новый трамвай теперь не купишь дешевле, чем за 15 млн. грн. Причём, это самый дешёвый – «К-1», производимый в Днепре. К слову сказать, у нас 7 таких вагонов, купленных ещё на процент от продажи «Криворожстали». А трамвайные вагоны европейского уровня, производимые во Львове, стоят гораздо дороже – свыше 25 млн. грн.
Понятно, что в предложенном горисполкомом новом тарифе в 2,5 грн. не предусмотрены амортизационные отчисления на обновление подвижного состава. Таким образом, подразумевается, что наши старые вагоны будут работать как вечные двигатели, то есть, вечно. Знаю, что уже сейчас в Кривой Рог приезжают любители электротранспорта из разных стран СНГ, чтобы своими глазами увидеть, как такой большой промышленный город возлагает весь объём муниципальных перевозок на плечи старого электротранспорта. Другими словами, Кривой Рог уже давно превратился в город ретро трамваев и троллейбусов. Поскольку ни в одном другом уголке Украины не эксплуатируют такой старый подвижной состав.

- Обращаясь к Катриченко, вы пишите, что проезд живыми деньгами оплачивают только 30% пассажиров, значит, фактический объём выручки кондукторов покрывает только 9% от общих затрат предприятий электротранспорта. Именно эта сумма и идёт в фонд заработной платы кондукторов, кассиров, контролёров. Откуда у вас такие данные?
- Каждый год в электротранспорте проводятся исследования по изучению количества льготников и платников. И вот их результаты свидетельствуют о том, что только третья часть от общего числа пассажиров, проехавших в салоне, оплачивает проезд. Остальные – это льготники. Например, такая же ситуация наблюдается и в автобусах 228-го маршрута. Из этого всего вывод напрашивается сам собой. Поскольку платит за проезд только третья часть пассажиров, а тариф на проезд составляет только около 27% от уровня экономически обоснованного, стало быть, вся выручка кондукторов составит всего 9% от общего объёма затрат. А если 91% затрат этих предприятий дотируется из городского бюджета, то почему не профинансировать и остальные 9%? Тем более, что "львиную часть" этих девяти процентов как раз и составит фонд заработной платы самих же кондукторов!
В связи с грядущим повышением минимальной заработной платы, объём затрат на предприятиях электротранспорта возрастёт именно на фонд заработной платы. Нужно будет платить гораздо большую зарплату кондукторам, которым и так некого обилечивать. Тем более, я как человек, который часто пользуется электротранспортом, знаю, что крайне проблематично найти честного кондуктора. Они получают систематический ежедневный личный выторг, часть выручки, которая идёт мимо кассы.
Да, есть и обратная сторона медали. Предприятия знают, что кондукторы забирают часть левых денег, поэтому перекладывают на их плечи мелкие ремонты подвижного состава. Взять хотя бы электропечки, обогревающие салоны трамваев и троллейбусов. Предприятие заявляет, что зимой в салонах отопление вообще не предусмотрено техническими характеристиками, хотя это неправда. Выходит, ремонтируют печку или покупают новую именно кондуктор или водитель. То же самое касается и замены лампочек в салонах. Словом, если не будет кондукторов, не исключено, что пассажиры частично потеряют и освещение, и обогрев.

- Кстати, в своём открытом письме вы ратуете за бесплатный для всех пассажиров проезд только в трамвае и в троллейбусе, но ведь есть же ещё скоростной трамвай?
- У скоростного трамвая такая же ситуация по экономической обоснованности тарифа, то есть, не менее 5 грн. должен стоить жетон при установленных 1,5 грн. Но на этом виде транспорта нет кондукторов. Поэтому мы не можем сэкономить на фонде заработной платы, если установим в скоростном бесплатный проезд для всех пассажиров. Там есть контролёры и кассиры – по два человека на каждой станции. И по моим наблюдениям, к кассе за жетонами пассажиры подходят куда более активно, чем к кондуктору за билетами. Кстати, сюжет на «Рудане» о том, что проезд на скоростном повысится до 2,5 грн., наталкивает меня на мысль: всё же, моё предложение о бесплатном проезде таки рассматривается в горисполкоме. Ведь в сюжете ни слова не сказали о повышении тарифа в трамвае и в троллейбусе.

- Контраргумент противников бесплатного проезда в электротранспорте заключается в том, что подобная идея с треском провалилась в 90-х годах в Днепре. Не повторит ли в данном вопросе судьбу областного города и Кривой Рог?
- То была совершенно другая ситуация. Деньги, которые пассажиры платили за проезд в 90-х, были существенными в общем объёме затрат предприятий электротранспорта. Доля оплаты проезда живыми деньгами тогда достигала 50%. Кроме того, в то время предприятия не получали дотацию из городского бюджета.
Тогда мэрия Днепра пошла по иному пути, обязав промышленников всех форм собственности вносить определённую сумму в бюджет города за перевозку пассажиров в коммунальном транспорте. Де-факто мэрия пыталась установить новый налог, который не был отражён в украинском законодательстве и, конечно, далеко не все предприятия платили деньги на поддержку электротранспорта. Поэтому средств на его нужды стало резко не хватать. Дошло до того, что работникам городских трамвая и троллейбуса не выплачивали зарплату. И идея с бесплатным проездом в Днепре провалилась.
Но сейчас электротранспорт находится на полном обеспечении городских бюджетов во всех городах, поэтому провала быть не должно.

- И всё же, если введут бесплатный проезд для всех категорий граждан в трамвае и троллейбусе, скажется ли это на тарифах в маршрутках?
- Убеждён, это будет самым эффективным методом по сдерживанию аппетитов частных перевозчиков, и все разговоры о повышении стоимости проезда в маршрутках закончатся моментально. Более того, маршруточники даже будут искать возможность, дабы снизить тариф на некоторых направлениях, ради сохранения пассажиропотока. К тому же, полностью отсутствует экономическая целесообразность увеличивать тариф в электротранспорте до 2,5 грн. Это лишь повод для того, чтобы маршрутчики повышали свой тариф. И городская власть должна проявить свою позицию в данном вопросе: либо она за пассажиров, либо за то, чтобы сохранить пассажиропоток и прибыль частным перевозчикам?

- Регуляторная процедура по повышению проезда во всех видах транспорта уже запущена и общественные слушания по этому вопросу состоятся в один день – 1 декабря. Не помешает ли это таки установить бесплатный проезд в электротранспорте, а частным перевозчикам удовлетвориться действующим тарифом в 4 грн.?
- Регуляторная процедура не предусматривает императивного и одновременного повышения тарифа до отметки 5,5-6 грн. во всех маршрутках. Будет согласован максимально допустимый тариф, но каждый маршрут может возить пассажиров гораздо дешевле.
Однозначно вопрос пересмотра тарифов решится уже скоро. До середины декабря горисполкомом будет принято соответствующее решение. В четверг, 1 декабря все криворожане смогут прийти на общественные слушания и лично высказать свое мнение перевозчикам и городской власти. Начало мероприятия в 15 часов, кабинет № 139.

Наталья Чайковская,
«Домашняя газета», 23.11.16,
дайджест,
специально для рубрики
Новости Кривого Рога
сайта Весь Кривой Рог

Добавить комментарий