Зелена планета
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Покосившиеся кресты и памятники, просевшие могилы, утопающие в сплошных сорняках, - такую картину представляет собой кладбище Западное в Кривом Роге. И дело здесь не только в вандалах, которые извлекают из-под надгробий металлические швеллера. А и в техногенном влиянии на «город мёртвых», что доставляет немало проблем и выливается в копеечку для живых

220916 22

КРЕСТ ТО ВЛЕВО, ТО ВПРАВО
- Вот, смотрите, на могиле моего отца покосился памятник. Захоронение произведено в 2007 году - никак не скажешь, что произошла просадка свежей могилы. Устанавливали мы этот памятник и благоустраивали могилу в 2010 году. Через год переделывали, потому что могила просела. А сейчас вообще забор упал, а памятник снова наклонился, только теперь в другую сторону. Хотя основа была усилена. С могилой тёщи, которая похоронена на три года раньше отца, происходит то же самое. Памятник тоже был поставлен на третий год после погребения и в 2010 году переделывался в связи с тем, что стал наклоняться, провалилась плитка. Надгробие было укреплено, установлено ограждение. Но с прошлого года просадка резко усилилась. Думаю, за последний год она такая, как за предыдущие пять-шесть лет. Здесь есть надгробия, установленные на 15-сантиметровой подушке из армированного бетона, - и то я видел такую плиту лопнувшей, заборчики вокруг покосившиеся. В очередной раз я стою перед необходимостью благоустраивать могилы. Нужно тоже делать цельную подушку армированного бетона и увеличивать, насколько это возможно, площадь могил. Это обойдётся более 3 тысяч гривен за одну могилу, - рассказывает пригласивший нас «на экскурсию» по кладбищу Леонид Багашвили.
Леонид Аркадьевич уже консультировался с профессиональным геологом и защитником окружающей природной среды Николаем Коробко из Кривого Рога, который подтвердил, что десятилетие спустя после захоронений могилы на Западном могут проседать в результате сдвижения почв. Ведь между Техбазой и участком кладбища находятся старые горные выработки, где, очевидно, произошло скопление шахтных вод, которые должны откачиваться.
- Видимо, откачка шахтных вод стала производиться менее интенсивно, либо вовсе прекращена, - рассуждает Леонид Багашвили.
Так же думают другие посетители кладбища. Люди рассказывают, как они носят землю для подсыпки могил. Но очень скоро становится очевидным, что это напрасный труд.

А ТЕРЕЩЕНКО УДОВЛЕТВОРЁН
Зинаида Романовна Багашвили обращалась в горисполком Кривого Рога относительно планов по дальнейшему использованию кладбища, перспектив его реконструкции или переноса. Писала также о том, что территория кладбища сплошь усеяна сорняками.
Думаете, кто-то в УБЖП озаботился качеством работы подрядчика по содержанию кладбищ - фирмы «Стикс компани»? Ещё чего. Заместитель начальника УБЖП Игорь Терещенко сообщил, что на самом деле кладбище Западное «находится в удовлетворительном санитарном состоянии» (он у нас, оказывается, ещё и санитарный врач).
Мол, с начала года фирма «Стикс Компании» четыре раза косила там траву на площади 31861 квадратный метр и вывезла оттуда 1184 куба мусора.
А вот содержание в надлежащем эстетическом и санитарном состоянии могил, мест семейного погребения, надмогильных сооружений, напомнил чиновник, - обязанность самих граждан.
- Я никогда не отказывался ухаживать за могилками. Собственно, и вопрос-то возник в связи с тем, что я желаю, пока есть силы и возможности, обеспечивать надлежащий уход. Но сдвиг почвы лопатой я не остановлю. Только снова потрачу более 6 тысяч, а оно снова упадёт, - говорит Леонид Багашвили.
Каждая поездка на кладбище оборачивается для него обострением поллиноза. Старания граждан, вырывающих сорняки на могилках, за которыми ухаживают, - такой же Сизифов труд, как и подсыпка проваливающихся могил. Ведь с дуновением ветерка семена сорняков заносятся на освобождённые участки и быстро прорастают. Кладбище заросло сорняками до такой степени, что в индивидуальном порядке их уже не побороть. Ситуацию могла бы спасти обработка гербицидами, тем более, что никакой культурной растительности на кладбище нет. Но это, похоже, никому из тех, кому следовало бы, в голову не приходит.
Редкого посетителя кладбища минуют приступы чихания и кашля. Кроме пыльцы амброзии, до кишок достаёт едкий дым, который стелется над кладбищем сразу от нескольких костров. Это уходят по ветру бюджетные деньги Кривого Рога, оплаченные подрядчику по актам выполненных работ за вывоз мусора.
- Раньше сюда присылали самосвалы, чтобы вывозить мусор перед поминальным днём. А в последние три года и того нет. Наваливаются кучи, потом всё сжигается, - рассказывает посетительница кладбища.

ПОХОРОНЕН В АМБРОЗИИ БЕЗ НОМЕРА
- Я пытаюсь ухаживать за могилами родственников, но у меня не получается. А город Кривой Рог имеет обязанность ухаживать за могилами граждан, которые похоронены как безвестные. Предлагаю посмотреть, как у него это получается, - продолжает «экскурсию» по кладбищу Багашвили.
- Когда это кладбище открывали, говорили, что оно будет под эгидой церкви, что за могилами людей, которые захоронены как безвестные, будет ухаживать церковь. Раньше на могилках безвестных были эмалированные таблички с номером. Теперь таблички деревянные, и пишут на них карандашом. Я знаю одно из мест, где хоронили безвестных. Смотрю, прошло 6-7 лет - на том же месте хоронят снова. Может, только могилу копают не на два метра глубиной, а на полтора. Я знаю шесть человек, которые нашли здесь своих родственников, похороненных как безвестные. Видите, среди брошенных могил с деревяшками вдруг памятник - это люди разыскали своих, - рассказывает женщина, вместе со своим отцом хлопочущая возле могилок.
То место, на которое она указывает, - более старое захоронение безвестных. Более новое убивает наповал своей «удовлетворительностью».
- Вот за этим ухаживает город, - комментирует Багашвили. - Недавно нашёлся мой товарищ, которого, оказывается, похоронили за казённый счёт. Мы с друзьями готовы скинуться и поставить памятник. Но как его здесь найти? У меня на могилках плохо, но я стараюсь. А у города плохо, но он считает, что так и должно быть. Памятники и кресты здесь не упадут, их просто нет. По большей части нет даже табличек с номерами захоронений. Сколько-нибудь видимых границ могил тоже нет. Даже захоронения 2015 года уже сровнялись с землёй, а точнее, со сплошным массивом амброзии и мусора. Только уважение к памяти тех, кто здесь лежит, удерживает меня от более «сильных» выражений!

Дарья ЖУКОВА,
«Домашняя газета», 21.09.16,
дайджест,
специально для рубрики
Новости Кривого Рога
сайта Весь Кривой Рог

Додати коментар


✅ Рейтинг українських казино онлайн з ліцензією КРАІЛ. Найкращі бонуси та фриспіни для нових гравців!