1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Эксперт в области общественного транспорта Кривого Рога Андрей ЗАСЛАВСКИЙ анализирует парадоксальную ситуацию – в отличие от других городов Украины в Кривбассе «не приживаются» нормальные, безопасные автобусы большой вместимости

130419 4 min

Андрей Заславский

Сколько больших автобусов нужно Кривбассу?
Помню, на сессии городского совета (пару лет назад), когда я выступал в защиту своей петиции о необходимости закупки больших автобусов для Кривого Рога, один из депутатов задал вопрос: "Так сколько автобусов реально нужно нашему городу?"
Тогда я не успел ответить ему. Точнее, мэр не дал ответить... Юрий Григорьевич, в присущей ему неуважительной манере, бросил: "Один специалист спросил у другого специалиста!", на что депутаты от Оппоблока моментально включились и начали хаотично (как по написанному кем-то сценарию!) кричать с мест, чтобы не дать возможности ответить на этот вопрос ко мне...

Хотелось бы знать, Юрий Григорьевич, (при всём уважении): а КОГО же, КОГО мы можем назвать настоящими специалистами в вопросах организации пассажирских перевозок в Кривбассе?
Вы на полном серьёзе считаете специалистами тех, кто в своих личных интересах допустил развал автобусных парков и заполонил промышленный мегаполис маршрутками на 18 мест?
Или, может быть, специалистами будем считать тех, кто в 2004-м году выпустил большие автобусы с таким же точно тарифом на проезд, как и у маршруток (с разницей всего лишь 50 копеек)? Что неизбежно привело к отсутствию полноценной загрузки автобусов и их убыточности...

Давайте слово "специалисты" пока отложим... И начнём серьёзную дискуссию по поводу того, СКОЛЬКО больших автобусов могут спасти положение с длинными поездками через наш "город длиною в жизнь".
Вначале вспомним те попытки перевести маршруты на большие автобусы, которые уже предпринимались, и посчитаем, сколько автобусов тогда было в линии.

Попытка №1: Первая транспортная компания
Это предприятие в конце 90-х создало прекрасный прецедент: на длинные стратегически значимые маршруты выехали большие комфортабельные автобусы их Европы (б/у). Были открыты прекрасные маршруты
№№200 "пл. Освобождения - пл. Толстого, ч/з Вечерний Б-р", 300 "Долгинцево - Макулан, ч/з Развилку, соцг., нархоз", 100 "Долгинцево - пл. Освобождения, ч/з 1000 мелочей".
Тогда всего лишь тремя маршрутами была охвачена значительная часть города, автобусы ездили часто и, главное, - проезд стоил на 10 копеек ДЕШЕВЛЕ, чем на остальных маршрутах (на то время 10 копеек - это было СУЩЕСТВЕННО, т.к. проезд в маршрутках стоил всего 50 копеек).
Количество автобусов не превышало двух десятков единиц, но центральные пассажиропотоки были охвачены, и людям это нравилось.
Почему "не срослось"? Таможня, если мне не изменяет память, нашла какие-то недочёты при растаможке автобусов из Европы, их забрали у перевозчика и отправили на штрафплощадку...
Грустно, правда? Оставить город без больших автобусов из-за неуплаты каких-то там таможенных платежей... Да неужели город не мог вмешаться, вступиться за нужного жителям перевозчика, помочь ему десятком различных способов и средств? Вплоть до того, что выкупить автобусы со штрафплощадки за деньги города и сдать в недорогую аренду тому же самому перевозчику! Ради криворожан! Ради сохранения автобусного движения!
Городская власть пассивно самоустранилась и де-факто "дала добро" на перевод пассажиропотоков на "Газели" и "Рафики"...

Попытка № 2. ЭРФОЛГ
В 2003-м году Одесская компания "Эрфолг" выкупила остатки автобусов последнего городского автобусного парка (14129), который на то время выпускал свои последние "Икарусы" всего лишь на один маршрут - №228.
И этот маршрут, и несколько новых, было переведено на новые белорусские автобусы "МАЗы" (криворожанам они запомнились надписью "Кривий Ріг - моє місто" над стёклами с обеих сторон).
"Эрфолг" привёз в город целых 62 автобуса, и выпустил их на маршруты:
№ 228 "пл. Освобождения - СевГОК, ч/з Пруды";
№ 200 "Пл. Освобождения - пл. Толстого, ч/з Вечерний";
№ 211 "пл. Освобождения - Коломойцево, ч/з Заречный";
№ 236 "44 квартал - Червоная, ч/з Заречный";
№ 372 "44 квартал - НКГОК, ч/з Заречный";
№ 3 "Днепр. шоссе - 8 больница, ч/з Заречный";
№ 295 "Индустриальный - Карачуны, ч/з цирк";
№ 282 "пл. Освобождения - 173 квартал";
№ 153 "173 квартал - Аэропорт, ч/з соцгород".
Этот автобусный парк был, несомненно, самым мощным в истории Кривого Рога за последние 20 лет: охвачены большинство пассажиропотоков, автобусов - более шести десятков, интервал не превышал 25 минут.
Одна беда - тариф на проезд. Маршрутки тогда стоили 3 гривны, автобусы "Эрфолг" выпустил с тарифом 2,50...
Это не могло способствовать полноценной загрузке автобусов, т.к. "маршрутки" всё равно были, ездили быстрее, процент сидячих пассажиров в "маршрутках" всё равно был выше, нежели в больших автобусов (где из общей вместимости 100 пассажиров - всего 22 сиденья в салоне!)
Первым "умерло" автобусное движение в район Заречного: там было много "маршруток", стоя в автобусах народ ехать не захотел, а сэкономить на автобусах деньги было невозможно... Маршруты №№ 3, 236, 372 довольно быстро перешли на "Эталоны", а после этого - и на маленькие "маршрутки"...
До последнего "держалось" направление с центра в сторону Терновского района (№№ 200 и 228), но увеличение числа "маршруток" подтачивало автобусное движение изо всех сил. В итоге 228-й "лёгким движением руки" превратился в 282-й маршрут: цифры как бы и те же, но сам маршрут в три раза короче, только до 173-го квартала...
Спустя 4 года практически все из шести десятков автобусов были отправлены в город Одессу...

Теперь ВЫВОДЫ
При наличии 60 автобусов можно "закрыть" все центральные пассажиропотоки по "красной линии", с учётом Освобождения, НКГОКа, Заречного, 44-го, рудника Ленина и СевГОКа. Такие примеры есть, цифры и маршруты приведены выше.
Добавить к этому числу 30-40 автобусов среднего класса (например, "МАЗ-226" на 58 пассажиров!), и можно охватить также районы станции Батуринской и Карнаватку. По поводу двух последних направлений, было бы вполне логично связать район Батуринской и Карнаватки прямыми маршрутами на автобусах среднего класса. Тем более, что и на Карнаватку, и в сторону Батуринской едут по три маршрута: Карнаватка - №№ 246, 247 и 275, Батуринская - №№ 206, 265 и 269. Объединяем конечные, соединяем маршруты - и небольшим количеством автобусов среднего класса можно насытить полноценным транспортом оба этих направления.
Такие же автобусы среднего класса логично выпустить и на маршруты, сознательно "убитые" перевозчиками:
№ 315 "Горняцкий - НКГОК"
№ 229 "Долгинцево - пл. Толстого"
Макулан уже, так и быть, отдадим троллейбусам на генераторах (программа работает, деньги выделены, генераторы уже закуплены и устанавливаются). Не будем обсуждать здесь целесообразность установки генераторов на троллейбусы, просто отнесёмся к этому как к уже свершившемуся факту.

Получается, выходим в масштабах города на те же 100 автобусов (строго по программе мэра!), из которых 60 единиц - большого класса, 40 - средней вместимости.
Главное условие - тариф на проезд. Как правильно говорят экономисты, стоимость проезда в большом автобусе должна быть В ДВА РАЗА НИЖЕ, чем стоимость проезда в "маршрутном такси"! Только так автобусы выстоят в конкурентной схватке! Иначе - нет. И опыт "Эрфолга" это доказывает.

Подготовил к публикации
Иннокентий РЕЙДЕР,
специально для рубрики
Новости Кривого Рога
сайта Весь Кривой Рог
Фото – Андрей ЗАСЛАВСКИЙ

Комментарии   

+1 #1 Ольга 19.04.2019 21:14
Здравствуйте! Я регулярно езжу в автобусе и всегда он забит людьми. Особенно это касается рабочих перевозок.
Цитировать

Добавить комментарий