1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Как сообщает краевед и историк Игорь РУКАВИЦЫН, в книге «Железорудное Криворожье... европейский взгляд», которая будет скоро презентоваться в присутствии посла Бельгии в Украине, размещено несколько портретов выдающихся людей своего времени, сыгравших в конце 19 - начале 20 века значительную роль в развитии нашего региона

Все они, включая портрет автора книги (Жюля Кордевенеенера) на контртитуле издания имитируют старую гравюру на меди, хотя и написаны лишь в 2017 году специально для этого проекта талантливым молодым художником Иваном Агеенко. В преддверии официальной презентации издания Игорь РУКАВИЦЫН рассказывает об этих людях словами Жюля Кордевинера, автора оригинальной книги Geologie de Krivoi-Rog et de Kertsch : production siderurgique de la Russie meridionale . Напоминаем, презентуемая книга – перевод оригинала с бельгийского языка...

Фото 1
Первый руководитель компании «Рахмановка-Кривой Рог» - Жюль Кордевеенер, фламандский горный инженер, выпускник Эколь де Мин города Брюсселя был умным, энергичным и привлекательным. Но он абсолютно не знал языка, законов и обычаев этой страны, и должен был буквально всему этому учиться.

Фото 2
Александр Поль умер в 1890 году, лишенный ресурсов, не зная про взлет, который его начинания обеспечат для промышленности Родины. Гданцевский чугунолитейный завод Французского Общества, основанный при участии Поля, возвело в его честь в Кривом Роге скромный холмик. Он увенчан бюстом, который кажется едва заметным на фоне нескончаемого степного горизонта. В начале этих заметок я могу отдать только небольшую дань моего великого восхищения трудами Поля. Его беспокойная жизнь и опередившая время инициатива удивительно напоминает о личности Фавра, создателя туннеля Сент-Готтар в Альпах. Оба эти человека не только сослужили огромную службу своим странам. Они также разорились на этом поприще, никогда не имея ни малейшего официального признания, борясь с инерцией скептицизма и изнемогая в этой борьбе, прежде чем ощутить вкус победы. Фавру, его славе посвящен памятник на видном месте в Женеве. Александр Поль еще не удостоился такого же почета в своей отчизне.

Фото 3
Доктор Сергей Колачевский, известный одесский хирург, рискнул в 1891 году начать разведывательные работы на участке севернее Кривого Рога.
Исходя из известного на время простирания пласта №2, доктор сам организовал буровые работы в предполагаемом направлении. В 6 м под наносами он достиг руды, залежь которой имела экстраординарные контуры и мощность более 50 м. Химический анализ показал беспрецедентную чистоту образцов: 70 и даже 71% железа при полном отсутствии серы и фосфора. Примеси представлены кремнеземом (0,8%) и известью (0,2%).
Никто не хотел присоединиться к доктору Колачевскому, ни чтобы разделить риски его инициативы, ни чтобы завершить обустройство рудника. Справедливо будет сказать, что в 1891 году богатая руда стоила от 4,5 до 5 коп./пуд без значительных возможностей ее поставок, и что залежь, открытая доктором Колачевским, находилась в 7 км от железной дороги. Доктор Колачевский, имея репутацию оригинала, упорно боролся с трудностями. Он владеет сегодня (1902 год прим.) одним из самых красивых рудников региона.

Фото 4
Самое старое металлургическое предприятие Донецкого бассейна, основанное в 1869 году Джоном Хьюзом под названием Новороссийская Металлургическая Компания, приобрело в 1885 году горный отвод возле Кривого Рога за 175 тыс. руб. До этого компания использовала бедные руды небольших месторождений в Донецке. Уставный капитал составляет 600 тыс. фунтов стерлингов (15 млн фр.), из которых одну половину внесли акционеры, а другую составляла серия расписок, отнесенных за счет прибыли операционного 1895 года. Долговые обязательства 5% составляли 319 тыс. фунтов стерлингов, из которых 150 тысяч (3 млн 750 тыс. фр.) были изъяты в 1896 году для нового строительства на заводах. Несмотря на огромные субсидии (вспомним премию в 50 коп., выплачиваемую компании за пуд произведенного чугуна), эпоха дивидендов началась только после приобретения участков в Кривом Роге.

Фото 5
Енакиев Ф.Е. - инженер путей сообщения, статский советник. Промышленник, один из основателей Енакиевского металлургического завода

Игорь РУКАВИЦЫН,
ДАЙДЖЕСТ,
специально для рубрики
История Кривого Рога
сайта Весь Кривой Рог
Фото – Игорь РУКАВИЦЫН

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить